|
СТАТЬИ
Речевое развитие детей с ДЦППри ДЦП происходит раннее поражение речедвигательных и двигательных систем мозга. Вызваны, эти нарушения могут быть различными причинами: травмы и интоксикации во время беременности, инфекционные заболевания, несовместимость крови плода и матери по групповой принадлежности или резус-фактору. Генетические факторы, а также переношенность или недоношенность плода тоже могут стать предпосылками к этому заболеванию. Причинами ДЦП могут стать затяжные роды или акушерский травматизм. Даже после рождения малыша может возникнуть ДЦП из-за ушибов головы или перенесенных нейроинфекций. Речевые расстройства.Речевые расстройства занимают в клинике ДЦП особое место. При этом заболевании частота речевых нарушений составляет 80%. Речевое развитие детей с ДЦП в первую очередь зависит от тяжести поражения мозга и его локализации. Отставание в речевом развитии детей с ДЦП связано с замедленным темпом созревания корковых речевых зон, этому способствует недостаток в социальных контактах и предметно-практической деятельности и ограниченное знание об окружающем мире. Ошибочное воспитание детей с ДЦП может привести к усложнению речевого расстройства и еще большему отставанию в развитии речи. Как правило, родители ребенка больного ДЦП стремятся максимально опекать его, делая большую часть работы самостоятельно. Такое поведение со стороны родителей не формирует у ребенка потребности в речевом общении и деятельности. Развитию представлений о явлениях и восприятия различных предметов способствует в первую очередь – игра. Очень важно развивать восприятие ребенка в повседневной жизни путем организации различной игровой деятельности, в процессе которой ребенка учат смотреть, слушать, наблюдать и воспринимать явления и предметы окружающего мира более осмысленною. Речевое расстройство – дизартрия.Дизартрия является наиболее частым расстройством, у ребенка страдающим на ДЦП. При дизартрии происходит расстройство дыхания, голоса, ритма и темпа речи, теряется интонационная выразительность, нарушается артикулирование звуков речи. Однако, ведущими, при этом заболевании являются нарушения в фонетико-фонематическом плане. На речевую мускулатуру при дизартрии существенное влияние оказывают тонические рефлексы. В связи с этим, все логопедические занятия должны проводиться в таких положениях ребенка, где влияние на речевую моторику тонических рефлексов сводилось бы к минимуму. При проведении логопедических занятий по речевому развитию детей с ДЦП следует подавлять у ребенка различные рефлекторные движения, в том числе и сосательные, стремиться обособлять голосовые реакции, дыхательные и артикуляционные движения от общих движений. Речевое развитие у детей с ДЦП в первую очередь должно быть направлено на понимание и произношение названий окружающих предметов, на их различия и на действия с этими предметами. Речевое развитие у детей с ДЦП имеет три уровня речевого развития. Детей с первым и вторым уровнем обучают понимать названия предметов, произносить, различать и выполнять несложные действия. На третьем уровне помимо развития понимания предметов, их обозначения и действий с ними, ребенка учат понемногу ориентироваться в пространстве, развивают с помощью соответствующего словаря, временные представления. Вся словарная работа, связанная с речевым развитием у детей с ДЦП должна опираться на углубление, расширение и обобщение знаний ребенка об окружающих его предметах. Похожие материалы: |
|