|
СТАТЬИ
Речевое развитие детей с ОНРК заболеванию общее недоразвитие речи относятся сложные расстройства речи, при которых происходит нарушение формирования компонентов речевой системы, к которым относятся лексика, фонетика и грамматика. Дети с заболеванием ОНР имеют системные нарушения речевой деятельности. Речевое развитие детей с ОНР несколько замедленно, дети начинают говорить первые слова только в три - четыре, а то и в пять лет. Их речь аграмматична экспрессивная отстает от импрессивной, другими словами, ребенок отлично понимает речь, обращенную к нему, но свои мысли он правильно самостоятельно озвучить не может. У детей с ОНР речь малопонятна. Как правило, у детей с ОНР имеются только речевые расстройства, а слух и интеллект развиты нормально. Очень часто недоразвитие речи возникает вследствие нарушений интеллекта или слуха, однако при этом ОНР носит характер дефекта второго порядка. Поэтому очень важно правильно поставить ребенку диагноз и уметь различать ОНР от ЗРР (задержка речевого развития) и других более тяжелых расстройств, при которых ОНР может выступать в качестве дефекта второго порядка. Характеристика детей с ОНР.Речевое развитие детей с ОНР имеет нарушение формирования компонентов речевой системы в комплексе, при нормальном слухе и интеллекте. Как правило, плохое развитие речи наблюдается при детской афазии, сенсорной алалии и дизартрии. Причин возникновения ОНР может быть несколько: токсикоз матери во время беременности, патология родового периода, несовместимость крови плода и матери по групповой принадлежности или резус-фактору, а также травмы и сильные ушибы головы ребенка в первый год жизни, и заболевания ЦНС. Наряду с этими причинами, возникновение ОНР может быть связано с неблагоприятными условиями обучения, воспитания и социального окружения. Речевое развитие детей с ОНР имеет выраженное отставание в формировании грамматического строя и словарного запаса. Недоразвитие речи может иметь несколько степеней: от незначительного отклонения в развитии до полного отсутствия речи, в связи, с чем различают четыре уровня недоразвития. Уровни речевого развития детей с ОНР.Речевое развитие детей с ОНР первого уровня характеризуется полным отсутствием речи. Для общения дети этого уровня чаще всего используют лепетные слова, глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, которые имеют неустойчивое и смазанное звуковое оформление. Довольно часто дети первого уровня речевого развития подкрепляют свои «высказывания» жестами и мимикой. Речевое развитие детей с ОНР второго уровня, на котором уже заметки зачатки общеупотребительской речи, характеризуется тем, что помимо лепетных слов и жестов появляются общеупотребительные слова, хотя и в довольно искаженном виде, намечается различение грамматических форм. Однако процесс носит очень неустойчивый характер, и недоразвитие речи проявляется у детей еще довольно выражено. На третьем уровне речевого развития наряду с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием явно просматривается наличие развернутой фразовой речи. Дети третьего уровня в присутствии родителей или воспитателей могут вступать в контакты с окружающими людьми. На четвертом уровне развития речи у детей уже не просматриваются явные нарушения звукопроизношения, но ребенок еще не в состоянии удерживать в памяти фонетический образ, вследствие чего слова получаются искаженными. Похожие материалы: |
|